Создаем сад в формальном стиле: гармония живой симметрии

Принципы дизайна. Теория и практика

Для превращения функционального плана после анализа ландшафта в профессиональный проект нужно познакомиться с основными принципами ландшафтного дизайна.

Целостность

Отдельные зоны и участки сада не должны существовать сами по себе. В саду, воспринимаемом как единое целое, совокупность элементов помогает создать приятную атмосферу. Поэтому чем неформальнее стиль сада, тем прочнее должна быть взаимосвязь его элементов, чтобы сохранить в нем гармонию.

Гармония

Пожалуй, одним из самых главных и неосязаемых принципов садового дизайна является гармония – сбалансированность отдельных частей. Создать гармоничный сад, особенно новый, удается не сразу. Замощенные участки и возведение вертикальных элементов обеспечат моментальный эффект, но деревьям и другим растениям потребуются годы, чтобы показать себя во всей красе. Таким образом, гармония достигается постепенно, но стремиться к ней следует с самого начала.

Создание гармонии при планировке сада с помощью различных форм

В большом саду гармонию создают изогнутые линии.


. а в маленьком – прямоугольные и многоугольные формы.

Гармония различных типов

Цвет и текстура. Для многих садов гармония цвета является первостепенной. Однако не только растения должны гармонировать друг с другом. Необходимо, чтобы все посадки сочетались с элементами строений, а сами конструкции – гармонировали друг с другом. Концепция гармоничного сада предусматривает также текстуру и форму. Однако они не должны быть простыми и скучными, поскольку яркие цвета, необычная текстура и неординарная форма могут создать гармонию. Помните, гармония – это не синоним традиционности.

Единство. Единство – это главная соединительная нить в саду, связующая в единое целое и архитектуру строений, и живые и неживые объекты садового дизайна, и растения, и декоративные детали, создавая гармоничную сущность.

Равновесие

Равновесие, если оно есть, не всегда заметно, но если оно отсутствует, это сразу бросается в глаза. Простой пример равновесия – два хвойных дерева перед дорожкой или два одинаковых лестничных пролета с обеих сторон от подпорной стенки.

Равновесие присуще любому симметричному проекту, но труднее отыскать его в саду асимметричного или естественного стиля. Здесь вступают в игру негласные законы равновесия. Крупные объекты, «массы», например, могут уравновешиваться менее значительными, но более «весомыми»: высаженные с одной стороны деревья с ажурной кроной сбалансируют «тяжелое» здание напротив, деревья в этом случае будут «массой», а здание – «весом».

Сад на склоне может казаться «сползающим» на соседний участок, поэтому большую часть «массы» лучше разместить внизу, а не на вершине склона.

Планирование равновесия

Там, где сгруппированы деревья и другие растения, простой эскиз предполагаемых вертикальных элементов, показывающих максимальную высоту и, по возможности, текстуру, подскажет, как со временем можно достичь равновесия. Как и гармония, равновесие в саду появляется не сразу, но планировать его нужно заранее.

Считается, что группа деревьев в нечетном количестве уже сама по себе уравновешена, однако не стоит безоговорочно следовать этому положению, а лучше прислушаться к собственному чутью.

Равновесие в посадке растений

Прежде чем приниматься за собственный сад, изучите как можно больше других с точки зрения равновесия: попытайтесь определить, что в них удачно, какие идеи можно позаимствовать для собственного сада, а какими не стоит увлекаться.

Цветового равновесия сада не так просто добиться, и тем более поддерживать его, без предварительно разработанного плана посадки растений. Детальный план посадки позволит вам взвесить каждый объект индивидуально и представить его в общем контексте. Укажите на плане цвет листвы и цветков, тона и оттенки, а также высоту, форму, габитус, необходимые условия и время цветения растений. Последнее особенно важно предусматривать, поскольку дополняющие друг друга растения должны цвести одновременно, чтобы создать гармонию в саду.

Но цветение может оказаться непродолжительным, поэтому нужно учесть и другие декоративные особенности растений (например форму и рисунок листвы), подбирая их так, чтобы они хорошо смотрелись вместе и после того, как отцветут.

До проектирования

Некоторые детали портят сад, а в целом удачное местоположение совсем не используется. Плохо выложенная терраса (4), замощенная разнокалиберными плитами, не соответствует форме дома. Подпорные стенки из бетонных блоков (3) ненадежны, как и ступени (9). Центральная дорожка (6) разделяет прямоугольный сад на секции, не связанные друг с другом, как и клумбы с кустарниками (1, 2) вокруг газона, а также поливочный шланг (8). В саду растет сумаховое дерево (7) и есть открытый угол для мусорных баков (5). Дизайнеру предстояло спланировать семейный сад с безопасными симпатичными ступеньками и мощением, в котором бы не бросались в глаза четкие прямые границы.

После проектирования

Форма террасы была изменена: появились место для отдыха и обеденная зона. Мощение стандартными плитами дополняют вкрапления контрастирующего с ними кирпича. Дорожки (9, 11) теперь огибают сад и заканчиваются у скамейки (4), расположенной под деревом акации белой (3). Газон и бордюры обрели округлые формы вместо прямоугольных. Разбиты клумбы для однолетников (7), кустарников и почвопокровных растений (10). Спланированы грядка для зелени и пряно-вкусовых трав (5), клумба для роз (6) и бордюры с кустарниками и травянистыми (1, 2). Для детей предусмотрена игровая площадка с песочницей (8).

Ссылки на другие страницы сайта по теме «строительство, обустройство дома»:

«Посадка сада в форме цветка»

Всем, кто хочет внести в свою жизнь ГАРМОНИЮ, ЗДОРОВЬЕ и ТВОРЧЕСТВО, а также тем, кто увлекается садоводством рекомендуем посетить семинар «Посадка сада в форме цветка».


Семинар состоится 1 июля в 19:00.
Ведущая Светлана Панина.

Как известно, творец создал человека и планету-сад Землю как место обитания его (человека). А это значит, ч то именно Сад – лучшее место жизни для нас и, скорее всего, главное и важнейшее условие зачатия и рождения нового Человека.

Знаком зрелости (готовности к созданию семьи и рождению детей) является ПОТРЕБНОСТЬ построить свой дом, а точнее создать свое жизненное ПРОСТРАНСТВО и лучше, если оно будет ЖИВЫМ и свободным, (тогда и живущие в нем будут живыми и свободными).

Сад, посаженный человеком и любящими его людьми, обеспечивает его всем необходимым, многократно увеличивает продолжительность жизни, организует место , где может быть зачат и рожден здоровый и талантливый ребенок.

– СОЗНАТЕЛЬНО зачатые в саду дети вырастают одаренными, свободными, смелыми и Разумными.

– Деревья, посаженные в дни зачатия и рождения ребенка, буквально служат ему как ОБЕРЕГИ.

– Сакральная геометрия учит : используй при сооружении жилья, в том числе и живого, т.е. Сада, свои индивидуальные МЕРЫ (размеры) и УГЛЫ, связанные с датой рождения и зачатия (минута, час, день, месяц, год).

Бесценным подарком предков я вляются САДЫ ВЫСОКОЙ СИММЕТРИИ (священные рощи) – это место творчества, обогащающего общения и поддержания здоровья, как на этапах закладки, так и последующего использования Садов.

Они, в сущности, являются живой и высококвалифицированной школой воспитания и полноценного и всестороннего образования, позволяющей получить качественно нового Человека.

Сад в форме цветка. Как он служил нашим предкам и как может служить нам:

– Место, где человек может поправить свое ЗДОРОВЬЕ.

Как это работает: органы эндокринной системы человека имеют форму цветов, при попадании в симметричное пространство Сада возникает РЕЗОНАНС между ним и органами, как результат выравнивается работа всей эндокринной системы. В условиях симметричных посадок биохимические процессы меняют свое направление с разрушительного на созидательное.

– Место самопознания и самосовершенствования.

Деревья в симметричной системе ведут себя как Разумные существа.

24 лепестка в Роще и 24 меридиана человеческого тела. Высадка Сада помогает осознать и исправить недостающую симметрию человеческой энергосистемы и человек также возвращает себе Первоначальную Разумность.

– Место воспитания и обучения Детей.

Сад в котором деревья-символы лучших Человеческих качеств и постижений (качеств, которые наши предки называли богами). При высадке, лучше с участием детей и пребывании в таком Саду облегчаются проявления этих качеств у людей и растет Сила Сада.

– Изменение КЛИМАТА целого региона.

Высадка ПЛОДОВЫХ деревьев привлекает и распределяет энергии космоса таким образом, чтобы они могли жить ( Разум космоса всегда работает во имя ЖИЗНИ. Это с нами, с людьми, что- то пошло не так, принцип « а после меня хоть потоп» доминировал долгое время в нашем поведении и поставил под угрозу жизнь на Земле).

Высадка нескольких Садов в форме Цветов, где обязательно присутствуют Плодовые деревья, приведет к потеплению климата у нас в Сибири.

Причем Сады начинают РАБОТАТЬ сразу, с момента разбивки и увеличивают с илу по мере завершения посадки и конечно по мере роста деревьев.

Качество определяется количеством и КАЧЕСТВОМ участников, имеются в виду их мысли и чувства, которые Сканируют Саженцы.

В сущности планируется посадка такого сада в Тюльберском заповеднике, недалеко от дер. Старые черви.

Какие бывают стили оформления сада

На протяжении истории развития садово-паркового искусства в разных странах мира формировались свои уникальные типы садов и стили их оформления. Несмотря на то, что часть из них успела утратить к нашему времени свои первозданные черты – их базовая концепция и принципы организации по сегодняшний день выступают источником вдохновения ландшафтных дизайнеров, проектирующих современные приусадебные территории.

Основные типы садов и стили их оформления

В ландшафтном дизайне выделяют два основных, базовых принципа, в соответствии с которыми формируется будущий образ благоустраиваемой территории – это так называемый формальный (регулярный) и пейзажный (ландшафтный) стили.

Формальный или регулярный стиль оформления сада основывается на следовании правилам симметрии при его закладке.

Данный принцип предполагает соблюдение одинакового расстояния между растениями каждого вида, создание строгих геометрических форм при размещении кустов и деревьев. На территориях, выполненных в регулярном стиле, четко просматривается прямолинейность рядов, посадок и дорожек.

Ландшафтный или пейзажный стиль, напротив, предусматривает свободную планировку размещения, близкую к той, которая свойственна живой природе. На территориях, оформленных по правилам ландшафтного стиля, отчетливо прослеживается отсутствие симметрии, прямых линий и строгих геометрических фигур (прямоугольников, квадратов и пр.) в расположении деревьев, кустарников и цветов.

Пейзажный стиль

Обращаясь к классификации типов садов в соответствии со страной их происхождения, можно отметить такие необычные и эффектные примеры.

Сады китайские

Выполнены в непринужденном пейзажном стиле. Основной концепцией их создания (а в старину их создавали исключительно у дворцов императоров и членов императорской семьи) являлось и является, по сей день отражение гармонии, которая должна существовать между человеком и природой.

Одним из примеров воплощения подобного замысла является классический китайский сад Юй Юань, расположенный в Шанхае.

Китайский стиль

Основные элементы классического китайского стиля в ландшафтном дизайне – это, в первую очередь:

Примечательно, что все указанные элементы в общей композиции объединяются таким образом, чтобы посетитель не сумел сразу охватить взглядом всю территорию парка, а мог бы во время прогулки любоваться открывающимися видами, проходя по его обособленным пространствам – «зеленым комнатам», павильонам, дворикам и залам.

Голландские сады

Их можно считать образцом эффективного и максимально рационального использования пространства. Для большинства из них характерны черты формального стиля: здесь можно наблюдать ту же строгую симметрию, продуманное расположение геометрических элементов и форм.

Однако в некоторых вариациях оформления голландских садов присутствует явно выраженный пейзажный стиль, наряду с которым отмечается эффективное использование пространства и света.

Парк цветов Кёкенхоф в Нидерландах

Такая тенденция объясняется довольно просто: Нидерланды являются одной из самых густонаселенных европейских стран, поэтому площадь здешних территорий, как правило, невелика, и требует профессионального подхода к своей организации и обустройству.

Отличительной особенностью является обилие цветов – тюльпанов, крокусов, гиацинтов, подснежников, нарциссов. Ярким примером здесь может выступить всемирно известный Кёкенхоф – королевский парк цветов в Нидерландах.

Английские пейзажные сады

Относятся к одному из старейших направлений в садово-парковом искусстве. Сформировавшись впервые в Англии в начале XVIII века, этот пейзажный стиль стал активно распространяться по всей Европе, вытеснив более популярное до этого, формальное направление «à la française», использовавшееся в качестве основного на тот момент стиля в европейском садоводстве.

Для классических английских садов свойственна свободная планировка, абсолютная естественность ландшафта и подчинение всех его элементов единому замыслу.

Самым известным примером подобного стиля является Английский сад в Мюнхене – крупнейший городской парк в мире и излюбленное место отдыха туристов со всех уголков света.

Французские сады и парки

Группа, охватывающая такие стили, как:

– французский формальный, основанный на соблюдении симметрии и строгих геометрических форм (классический пример – парк Версальского дворца);

– французский ландшафтный, сформировавшийся под влиянием английского пейзажного стиля (Эрменонвильский парк);

– французский Ренессанс – предшественник французского формального стиля, возникший на основе принципов итальянского Ренессанса (замок Шато Амблевилль с парками в духе итальянской эпохи Возрождения).

Итальянские сады

Стилистически базируются на использовании симметрии и строгой геометрии. Именно это направление оказало колоссальное влияние на формирование концепции английских и французских садов, и на историю садово-паркового искусства в целом.

Значимую роль в этом сыграла эпоха Возрождения, в период которой в Италии садово-парковые территории стали расширяться, приобретая в своем облике более выраженную геометричность и симметрию.

До эпохи Возрождения средневековый итальянский сад был заключен в глухую изоляцию стен и служил исключительно местом для выращивания фруктов, овощей и лекарственных трав либо, на примере монастырских садов – для проведения времени в молитвах и медитации.

Говоря образно, с наступлением эпохи Ренессанса стена между садом и пейзажем за ее пределами оказалась разрушена, и на территориях стали появляться фонтаны, античные скульптуры, водные объекты – все то, что было призвано восхищать и удивлять.

В качестве примера подобной организации ландшафта здесь можно привести дворцово-парковый комплекс Palazzo e Giardino Giusti (парк Джусти) на востоке Вероны, возведенный еще в XVI веке, и по сегодняшний день считающийся одним из лучших образцов итальянского садово-паркового искусства.

Японские сады

Группа, включающая в себя такие традиционные типы садов и частных парков, как:

– каменные, райские, чайные и прогулочные;

– цубонива (тсубонива) – миниатюрные садики, обустраиваемые во внутренних двориках между домами.

Японский стиль оформления и благоустройства территорий изначально стал формироваться под влиянием тенденций, распространенных в Китае. Однако со временем ландшафтные дизайнеры стали внедрять в него элементы национальной эстетики и культуры, что позволило японскому стилю оформления территорий приобрести свой яркий характер, индивидуальность и неповторимый колорит.

Типичными составляющими традиционного японского стиля в ландшафтном дизайне являются:

– цукубаи – небольшие каменные бассейны, преимущественно, ритуального назначения;

– заборы, ограждения, различные приспособления и устройства (шиши-одоши и т.д.);

– деревья и цветы (азалии, камелии, гинкго, японский кедр, сакура, бамбук, ива, японский кипарис и т.д.);

– живые рыбки – в основном, в Японии распространены разноцветные карпы кои (т.н. «парчовые карпы»).

В качестве примеров, наглядно демонстрирующих каноны японского стиля в ландшафтном дизайне, следует привести такие известные парки, как:

Корейский садовый стиль

Являются еще одним образцом использования принципов пейзажного стиля оформления. Изначально (как и японские) сформировавшись под влиянием китайских веяний в ландшафтном дизайне, они со временем обрели свой уникальный характер, наполнившись элементами корейской культуры и традиций.

Для классического типа садово-парковых территорий в Корее характерны такие детали, как:

– вечнозеленые деревья и растения – преимущественно, корейский кедр и бамбук;

– природные ручьи, водопады;

– искусственные пруды с темно-зеленой или почти черной водой (в отличие от водоемов частных парков на Западе, где наиболее предпочтительным является голубой цвет воды).

Интересной особенностью корейских садов и парков является местная фауна, представленная удивительным разнообразием экзотических птиц и животных. Согласно национальным представлениям, они, как ничто иное, подчеркивают естественность и красоту природных пейзажей.

Любопытно, что в общую картину парков Кореи органично вписываются не только элементы живой природы, но и рукотворные объекты – каменные фигуры животных, птиц, рыб, всевозможные фаунистические композиции и т.д.

Самые известные, сохранившиеся до наших дней, классические примеры корейских садов представлены тремя старинными комплексами:

– Форт периода Пэкче недалеко от Сеула;

– Когурёкский сад (рядом с г. Пхеньян);

– пруд Анапчи (Национальный парк Кёнджу).

Персидские сады

Группа, объединяющая различные типы садов в Иране и некоторых других странах мира, выполненные в соответствии с традициями персидского садово-паркового искусства. Основной идеей их создания являлось олицетворение рая на земле – места, где человек мог бы скрыться от мирской суеты, остаться наедине со своими мыслями или провести время за неспешной беседой со своим близким окружением.

Неотъемлемыми характеристиками классического типа персидских садов являются:

– обилие солнечного света и использование специальных эффектов, подчеркивающих его значение;

– применение объектов, обеспечивающих тень и защиту от солнца – шпалеры, стены, перегородки;

– различные водные объекты (природные и искусственно созданные) и системы орошения;

– архитектурные элементы, объединяющие разрозненные, обособленные пространства территории – своды, арки и пр.;

– обилие насаждений – деревьев, кустарников, цветов, декоративных растений.

Примечательно, что в организации подобных ландшафтов могут быть использованы приемы как формального, так и пейзажного стиля.

Самым известнейшим примером традиционного персидского сада является парк при мавзолее-мечети Тадж-Махал, расположенный в Агре (Индия). Несмотря на то, что данный историко-культурный объект находится за пределами Ирана, его организация наглядно демонстрирует основные каноны особого стиля планировки, характерной для персидских садов – т.н. «чарбаг» («чахарбаг»).

Данный стиль оформления ландшафта предусматривает разделение пространства на четыре прямоугольные части, разделенные дорожками или каналами с проточной водой.

Испанские сады

Отдельное, самостоятельное направление. Во многом переняв черты, присущие персидскому, исламскому и римскому стилям, этот тип садов со временем приобрел свой уникальный характер и завоевал популярность в разных уголках мира – в первую очередь, в странах с жарким и сухим климатом.

Интересной особенностью организации большинства садов в испанском стиле является использование многочисленных приемов и разнородных элементов, направленное на активизацию органов человеческих чувств (слух, обоняние, осязание и пр.) Таким образом, в обустройстве территорий, подчиненных данному направлению, применяются:

– небольшие многоуровневые фонтаны с журчащей водой;

– ароматные цветы и душистые травы;

– искусственные пруды и т.н. «отражающие» бассейны;

– объекты, обеспечивающие тень и прохладу: аркады (непрерывный ряд равных арок), перголы, шпалеры, садовые павильоны;

– системы капельного орошения, обеспечивающие свежесть и влажность воздуха.

Использование симметрии в благоустройстве территорий, подчиненных данному направлению, является одним из основных принципов оригинального испанского стиля. Наглядными примерами его воплощения выступают известные историко-культурные объекты – такие, как Хенералифе – бывшая резиденция эмиров династии Насридов, правивших Гранадой, парк Марии-Луизы в Севилье, Севильский Алькасар.

Французский стиль в ландшафтном дизайне сада

Подумайте о классическом французском саде, и вы сразу же подумаете о помпезных, замысловатых парках или длинных аллеях деревьев, расположенных между большими прудами и фонтанами.Французский стиль в ландшафтном дизайне еще называют регулярным или формальным, также называемый “Jardin à la Française” — это неовторимый садовый стиль с прямыми линиями и обязательной симметрией. Это творение, созданное произвести впечатление на посетителя.

История возникновения.

Это направление дизайна появилось во Франции в XVI веке. Оно включало в себя симметрию, партеры и геометрические фигуры. На французский стиль оказали большое влияние итальянские сады эпохи Возрождения. Сады Версаля (Versailles), созданные между 1662 и 1700 годами садовником Андре Ле Нотре, занимали 15 000 акров земли.

В них были фонтаны, статуи и партеры, топиары. Андре Ле Нотр продолжил создание необычных садов Версаля, самого большого сада в Европе и самого великолепного примера французского стиля. Этот вид паркового дизайна распространился по всей Франции. В те времена регулярные сады были олицетворением идеи торжества красоты, упорядоченности и богатства. Его популярность продолжалась до появления английского дизайна сада, начавшего следующий период в ландшафтной стилистике.

Французские ландшафтные дизайнеры видели сад как расширение архитектуры дворца или замка. Они разрабатывали сады в виде отдельных комнат с живыми стенами, созданными из зеленых изгородей и лестниц из воды.

Регулярный стиль садоводства распространился по всей Европе, где получил свое дальнейшее развитие.

Французский стиль: особенности планировки дизайна сада

  • Парки в классическом формальном стиле, как правило, располагаются на ровной плоскости, без перепадов рельефа.
  • В центре всегда находится здание (дом, или дворец). От него в разные стороны проложены пути в виде длинных осей.
  • Использование геометрического плана и симметрии.
  • Центральная ось ведет от дома перпендикулярно к главной дороге в саду.
  • Пути, как правило, гравийные с подстриженными живыми изгородями. Фонтаны дополняют красоту регулярного сада
  • Вода всегда является ключевой особенностью французского дизайна, в виде множества круглых бассейнов и длинных каналов. Не редкость фонтаны и целые водные каскады.
  • Ближе к строению находятся низкорослые растения и кусты.
  • Вдалеке от дома тропы часто обрываются деревьями. Деревья всегда посажены прямыми линиями, добавляя перспективу и подчеркивая симметрию сада.

В регулярном стиле часто используются боскеты, статуи и павильоны.В здании обязательно присутствует терраса или балкон, откуда взору открывается отличный вид на сад.

Партеры и топиары в регулярном стиле

Широкое использование партеров, обычно состоящих из газонов или цветников правильной формы, разделенных бордюрами. Низкие обрезанные изгороди выложены симметричным рисунком, они могут быть довольно сложными с гравийной дорожкой, разделяющей их. Как правило, более сложные партеры ближе к дому. Чем дальше от здания тем проще становятся цветники.

Партеры также могут быть заполнены цветным гравием или песком. Цветы часто отходят на второй план в регулярном стиле. Здесь используется ограниченное количество цветов внутри партеров.

Нередко в французском саду встречаются топиарии — фигуры, созданные из деревьев и кустарников.

Часто присутствуют топиарные фигуры. Топиары стригут минимум 2 раза в год придавая самые разные формы (кубы, конусы, пирамиды, шары, спирали, фигуры животных).

Какие растения высаживают во французском стиле сада

Деревья, используемые в садах: липа, бук, граб, каштан и вяз. Деревья обязательно высаживаются по прямым линиям. Живые изгороди — это, как правило лаванда, розмарин и иногда сантолин. Важное значение имеет регулярная обрезка для придания растениям формы.

Цветовая гамма цветников ограниченна белым, розовым, синим и лиловым цветами, поскольку это были единственные цвета, доступные в 17 веке, когда были созданы многие из известных регулярных парков.

Низкорослые растения являются популярным выбором для партеров. В них высаживают ранние цветы, которые затем вынимаются и заменяются цветами для поздней весны и, позже, летними. Многие регулярные сады частично состоят с красивых огородов с овощами, выложенными в узоры и создающие превосходный вид.

Обустройство регулярного сада

Идеи из этого стиля можно использовать в приусадебном участке. Чтобы создать сад в регулярной стилистике, убедитесь, что здание является центром. Геометрические кустарники и замысловатые верхние слои являются ключевыми функциями для проектирования участка, вы также можете использовать множество архитектурных элементов, цветников. Продумайте расположение декоративных фонтанов, небольших скульптур и тропинок, которые соединяют различные части сада.

Даже маленький участок можно превратить в небольшой французский садик

Растения без которых не обходится французский сад – лаванда, георгины, каноны и агапантус. Хотя изначально французский сад был не слишком ярким, но впоследствии был усилен другими цветами. Не забудьте сохранить хеджирование и верхние уровни, поскольку чистые линии и геометрические формы имеют решающее значение для формального сада. Тот, кто решился на реализацию регулярного стиля – должен быть готов к абсолютно симметричным формам, четкому порядку, разнообразным топиарам, ровным рядам и водоемам.

Принципы ландшафтного дизайна

Это не означает, что Вы должны обязательно применять все принципы к каждой части Вашего плана. Но только если вы понимаете эти принципы, у вас появятся творческие идеи.

Самый лучший ландшафтный дизайн находится в голове его создателя. Для создания интересного оформления рекомендуем следовать принципам ландшафтного дизайна, но они не “должны руководить” проектом. Креатив и творчество всегда приветствуются.

Принципы ландшафтного дизайна

Единство должно быть одной из главных целей Вашего проекта. Единство может быть лучше понято и выражено в совместимости и повторении. Повторяя подобные элементы (растения, группы растений или украшения), мы создаем единство. Совместимость создает чувство единения, когда некоторые или даже все элементы пейзажа сочетаются вместе и создают впечатление целостности.

Единство может быть достигнуто сочетанием характерных особенностей элементов в проекте, таких, как высота, размер, структура, цветовая гамма и т.д.

Хорошим примером является размещение валунов, акцентирующих на себе внимание. Если Вы когда-либо видели ландшафт, где большой белый круглый камень расположен здесь, валун красного гранита в форме квадрата – там и так далее, то Вы могли заметить, что этим специфическим элементом не было создано особого единства.

Это только один пример, но принцип относится ко всем другим элементам дизайна, таким как группы цветов, например.

Простой способ создать единство на Вашем участке – объединить элементы пейзажа одной темой. И один из самых доступных способов создать тему – это использование каких-либо декораций для сада. Создать тематический сад легче, когда тема связана с тем, что Вам нравится и интересно.

Если Вам, например, нравятся бабочки, Вы можете создать тему, используя растения, которые привлекают бабочек, а также поставив статуи, украшения или любой другой декор, который связан с бабочками.

Единство может быть выражено преобладанием одного элемента в Вашем пейзаже. Гармонию создает использование элементов, выдержанных в одном стиле и тематике.

Простота – фактически один из главных принципов дизайна и искусства. Это один из руководящих принципов, которому Вы можете следовать и пока делаете первые шаги как новичок, и когда будете создавать свой сад сами. Просто для начала ничего не усложняйте. Вы можете сделать это позднее.

Простота в посадке, например, означает, что нужно выбрать два или три цвета и повторять их всюду в саду или в дворике. Украшение фигурками по-минимуму и в пределах определенной темы, так же отвечает принципу простоты, как и последовательное распределение малых архитектурных форм, таких как валуны.

Баланс также подразумевается словом “дизайн”. Смыслом баланса является равновесие. Есть в основном два типа баланса в ландшафтном дизайне: симметричный и асимметричный.

Симметричный баланс – это когда соответствующие элементы дизайна сада располагаются более или менее одинаково. В симметричном саду обе стороны могут повторять полностью или частично одинаковые очертания, формы, высоту растений, группы растений, цветов, формы клумб, темы и т.д.

Вспомните, как Вы создавали нечто подобное, когда были ребенком, на уроке рисования в школе. Вы берете листок бумаги, размазываете по нему краску, складываете его пополам, раскрываете, и видите, как волшебным образом создается интересный симметричный рисунок. Так симметричный баланс или дизайн – это своего рода зеркальное отражение.

Асимметричный баланс, с другой стороны – немного более сложный принцип ландшафтного дизайна. В то время как структура, форма, цвет и т.д. могут оставаться постоянными, чтобы создать некоторое единство, валуны разных очертаний могут быть разбросаны случайным образом. Эта форма баланса часто предполагает различные темы отдельных частей сада. Все темы равноправны, но имеют различные типы привлекательности.

Асимметричный баланс фактически выведен из равновесия, абстрактен или имеет свободную форму, но все же создаёт единство и равновесие при помощи повторения некоторых элементов.

Вот хороший пример: формы клумб или тропинок различны с обеих сторон от разделительной линии пейзажа, но все же используются некоторые повторяющиеся элементы и растения. Одна сторона может быть изогнутой волнами, в то время как другая сторона – прямая, ровная, жесткая и полностью противоположна первой. Но опять же, единение и баланс будут созданы другими элементами. Этот тип формы может создать приятный контраст. Плавные линии приятны для глаз, но смелый контраст изгиба и прямой линии может выглядеть очень интересно.

Асимметричный баланс не зависит от формы Вашего сада. Эта зависимость, конечно, может быть, но не обязательно.

Как пример можно взять сад, где одна сторона – это, главным образом, большие тенистые деревья, в то время как на другой стороне – преимущественно низкорослый цветник, или же объединение обеих форм. Как я подчеркивал ранее, ландшафт может быть абстрактным, но все же должен поддерживать единство через какие-то элементы, будь то камни, растения или декор.

Контраст и гармония могут быть достигнуты при помощи растений. Тонкая листва против более грубой, круглые или остроконечные листья, цветовые дополнения и контрасты.

Высота растений, цвет и структура могут отличаться на разных участках, но каждый участок должен быть объединён своей собственной темой.

Вы, наверное, заметили, что я много говорю о “темах”. Многие мои клиенты создали сами успешные проекты, придерживаясь основной темы и большинства принципов ландшафтного дизайна, описанных на этой странице. Надлежащий подбор растений или декора для сада является простым способом создания определенной темы.

Цвет добавляет привлекательность пейзажу и может менять ощущение действительности. Яркие цвета, такие как красный, желтый и оранжевый кажутся ближе к Вам и могут фактически заставить объект казаться ближе. Прохладные цвета, такие как зеленый, голубой и пастельные цвета кажутся дальше от Вас, и объект может казаться более далеким.

Серый, черный и белый считаются нейтральными цветами и лучше всего их использовать на заднем плане, тогда как на переднем – яркие цветы. Однако чтобы увеличить глубину пейзажа, Вы можете использовать темные и грубые по своей текстуре растения на переднем плане, а растения с более тонкой структурой и нежных цветов – на заднем плане.

Цвета могут также использоваться для привлечения внимания к определенной области сада. Яркое растение среди более прохладных оттенков естественно притягивает взгляд.

Естественный переход может быть применен во избежание радикальных или резких изменений в Вашем ландшафте. Переход – это в основном постепенное изменение. Переход можно передать высотой растения или его цветом. Но переход также может быть применен ко всем элементам в пейзаже, включая структуру, форму, размер листвы, но не ограничиваясь ею, а обращая внимание также на размер и форму других элементов. Другими словами, переход может быть достигнут постепенными подъемами и спусками различных элементов с разнообразной структурой, формой, цветом и размерами.

Примером хорошего перехода будет «эффект лесенки» – переход от больших деревьев к средним, затем к кустам и, наконец, к цветам. Для создания такого перехода требуется немного знаний о правильном выборе растений.

Переход – один из принципов ландшафтного дизайна, который может использоваться для “создания иллюзий” в пейзаже. Например, переход от более высоких растений к более низким может придать эффект глубины и расстояния (как в живописи), заставляя сад казаться больше, чем он есть в действительности. Переход от низких к более высоким растениям может использоваться для создания фокуса, чтобы заставить что-то выделиться и казаться ближе, чем на самом деле.

Линия структурирует ландшафтный дизайн. Это может главным образом быть связано с расположением клумб, тропинок и лестничных площадок.

Прямые линии смотрятся строго и угловато, в то время как изогнутые линии производят более естественный, нежный и плавный эффект.

Пропорция – это отношение размеров элементов друг к другу. Из всех принципов ландшафтного дизайна этот самый очевидный, но все же требует немного размышлений и планирования. Большинство элементов в ландшафтном дизайне могут быть заранее запланированы, чтобы сад принял надлежащие пропорции.

Например, если Вы создаете маленький сад во внутреннем дворике, огромная двухметровая статуя, помещенная в центр, будет смотреться непропорционально и немного нелепо. Или наоборот, маленький водопад с водоемом, помещенный в центре большого открытого двора, может потеряться в пространстве.

Не поймите меня неправильно. Это не означает, что, если у Вас большой сад, то Вы не можете разместить в нем маленькие статуэтки или другие какие-нибудь конструкции. Пропорция относительна, и элементы могут быть разного размера и располагаться в различных частях сада. Цель состоит в том, чтобы создать приятное соотношение среди трех измерений – длины, ширины и глубины или высоты.

Маленький фонтан или водоем может смотреться пропорционально, если поместить его в углу или на краю большого участка. Он становится фокусной точкой большого участка, создавая свою собственную особую атмосферу. Около этого водоема может быть размещена небольшая беседка, скамейка или создана целая тема. Другие пространства и темы могут быть созданы таким же образом. Кроме того, надо специально учитывать и уделять должное внимание правильному выбору растений, чтобы избежать непропорциональности растений.

Повторение непосредственно связано с единством. Хорошо иметь разнообразие элементов и форм в саду, но и повторение одних и тех же элементов дает возможность разнообразия.

Единство достигается повторением подобных элементов. Если в саду слишком много несвязанных объектов, он может казаться загроможденным и незапланированным.

Но здесь есть одна тонкость: изобилие одного элемента может сделать Ваш сад или двор неинтересным, скучным и монотонным.

Но все же, единство может создаваться при повторении нескольких различных элементов. Это может сделать Ваш сад интересным и оригинальным

Развитие персонального стиля вашего сада, основы дизайна сада, пропорции и размер

На вкус и цвет товарищей нет

Сегодня у владельцев приусадебных участков в распоряжении удивительная палитра цветов, множество улучшенных гибридов, растущих в данном регионе. Работая над цветочными композициями, они создают оригинальные дизайнерские решения, красивые виды. Совмещают теплолюбивые и холодостойкие растения на фоне камней, скамеек, патио, живой изгороди в соответствии со своими вкусами, выражая свое видение рая – места блаженства, счастья и удовольствия. Садоводы могут выбрать для точного подражания один из установленных стилей или развить свой собственный.

Ландшафтный дизайн многих садов служит главной цели — подчеркнуть, выделить фронтальную часть дома. Именно здесь расположены кусты у основания фундамента, прогулочная дорожка, ведущая от проезжей дороги к входной двери дома, молодое дерево для украшения места. Иногда фронтальный газон украшен островками клумб, кустов, грунтовым ковром или окружен по периметру декоративными растениями. На удаленных участках – хозяйственный двор. Сбоку от дома – патио.

Некоторые садоводы во фронтальной части красиво совмещают овощные посадки с цветниками. Они создают удивительно привлекательное место, к тому же приближая овощи к кухне.

Возле фронтальной части дома возможно создание зеленой комнаты, которая будет служить фойе для дома. От посторонних глаз и от шума эту площадь или фронтальную часть в целом можно обсадить кустами.

Для придания живости газону его обсаживают орнаментальными травами, среди которых высаживают и такие многолетники, как рудбекия, астры, розы и другие. Благодаря формам и текстуре каждого растения достигается почти круглогодичный интерес к композиции. Причем очень важен здесь также умелый подбор цветочных колеров.

Основы хорошего дизайна

Гармония и согласие, пропорции и размер, свет и тень, масса и место, текстура, образ, колер – это все аспекты удачного дизайна. Они используются в крупных садах для создания восхитительных видов, гармоничных – без повторения и скуки. Хорошо спланированный дизайн сада – это дизайн, сбалансированный хорошим сочетанием и неожиданностями.

Гармония и объединение

В любом стиле удачный дизайн, посадки растений, устойчивые орнаментальные комбинации призваны создать единство в гармонии с собой и окружением. Существует много путей, чтобы достичь чувства гармонии и единства в ландшафте – это искусство.

Одним из условий достижения цели является выращивание здоровых растений. Если растения борются за выживание, томятся, значит, для них это место неудобно, они испытывают в чем-то нужду. Поэтому до покупки растений изучите их требования и выберите те из них, которым будет комфортно в выбранном месте.

При создании композиций выбирают такие группы растений, которые имеют сходные требования. Нельзя допускать дисгармонии. Например, сажать в одной композиции примулы, которые предпочитают влажность, и стахис с серыми листьями, так как он предпочитает сухие условия.

Нельзя забывать о природных требованиях окружающих растений. Например, хосты приспосабливаются как к влажным, так и к сухим условиям. Им хорошо как в полутени, так и в совершенной тени. И еще они обычно выглядят более декоративно, когда растут рядом с папоротниками, астильбой и другими акклиматизированными растениями, чем с солнцелюбивыми розами и лилиями на клумбах. Другие дисгармоничные комбинации создаются с помощью маков, которые естественно выглядят на сухих склонах гор, и рододендронов, в природе растущих в диких условиях. Несмотря на то, что вы можете преуспеть в выращивании этих комбинаций, окончательный результат может оказаться дисгармоничным.

Эффект единства и гармонии в значительной степени зависит от формирования растений. В формальном саду используют главным образом хвойные растения, которым придают совершенные геометрические и заданные симметричные формы.

В лесистых садах растут растения, адаптированные как к солнцу, так и к тени. Они лучше растут, если им предоставлены условия свободного неограниченного развития. Кусты можно обрезать. Цель их выращивания – создание формы, которая будет в гармонии с окружающей обстановкой. Высокие деревья со временем могут образовать навес, свод.

Некоторые кусты используются для образования живой изгороди со строгой стрижкой. Другие – форзиция, спирея – и при натуральном росте грациозны. Но иногда их обрезают, формируя шары или коробки, и тогда они могут выглядеть неинтересно, так как уничтожается их естественная форма. Именно здесь и пропадает гармония.

Итак, растения должны быть в гармонии между собой, целый сад должен быть в гармонии с его окружением. Ограждение сада должно быть единственным в своем роде, уникальным. Однако сад должен иметь и некоторую связь с конкретным местом. Например, сад с панорамным видом местности, поросшей кустарником, выглядит более гармонично, чем со сценой вдали.

Единение с окружающей местностью достигается включением в дизайн природных растений, камней, подражанием преобладающим формам и колеру наружной стороны сада.

Созданию единства и гармонии способствуют повторение и ритм – повторение колера или посадок разных растений. Например, сажают ряд розовых бегоний вдоль водоема и подобные посадки повторяют в бордюре на газоне. Для создания единства можно использовать разные растения. Например, повторные посадки стахиса с серыми пушистыми листьями или шарообразные формы растений. Образы и формы, повторяющиеся повсюду в саду, могут также обеспечить привлекательный ритм, ведущий к единению.

Прямая линия деревьев, высокие стволы создают вертикальные образы. Если тропинки в саду изогнутые, то следует повторить эту форму линий в клумбах (грядках). Некоторые дизайнеры используют в саду повторение форм дома – камни отражают квадраты, декорирующие модель дома, обрезкой деревьев формируют квадраты, используют квадратные решетки на дорожках и прогулочных тропинках.

Чтобы отразить архитектурную особенность дома в саду, планируйте аналогичный материал в ландшафте. Если дом кирпичный, прогулочная тропинка должна быть также из кирпича. Дом и сад будут единым целым, если использовать местные натуральные строительные материалы, а не привезенные издалека.

При создании ландшафтного дизайна важно, чтобы представление в плане, персональные цели и окончательный эффект совпадали – аллеи, тщательно выполненные цветники и тропинки отражали требования хозяина. В дальнейшем требуется умелое выращивание здоровых растений, создание экзотических образов и сохранение индивидуальности. Частный сад должен быть всегда наиболее индивидуальным, отражать вкусы хозяина, его цели.

Пропорции и размер

Объекты в саду выглядят большими или маленькими в зависимости от реального размера его окружения. Например, крупные вещи, такие как кушетка, диван, выглядят огромными в маленькой комнате.

В известном смысле, сад – это декоративное место на открытом воздухе, где применяются некоторые принципы размера и пропорции. Большой сад нуждается в ощущении границы, чтобы отделить его от окружающего пространства и горизонта, определить его как специально охраняемое место. Большие деревья и кусты служат переходной зоной от сада к огромным размерам окружающего мира.

Общая ошибка, особенно в маленьких садах, – желание иметь многочисленные крохотные детали. Вопреки созданию сада с объектами, пропорциональными его размерам, постарайтесь начать с включения вертикальных элементов, таких как дерево, решетка или изгородь, ограничивающих владение.

Достижение пропорции

Существуют быстрорастущие растения. Им требуется ежегодная обрезка, чтобы получить необходимый размер, красивую форму, создать приличную пропорцию в саду.

Любой сад, формальный или неформальный, будет наиболее удачным, если отдельные его элементы скомбинированы в приятных для глаз пропорциях, соответствующих друг другу по размеру, и доставляют удовольствие.

С древних времен садоводы придерживаются баланса ширины и высоты. И в наши дни дизайнеры используют этот метод. Рекомендуется, например, чтобы ширина бордюра была равна, по крайней мере, двум третям сзади стоящего сооружения. Если бордюр сажают вдоль забора высотой 1,8 м, то ширина бордюра должна быть равна 1,2 м, то есть соблюдается пропорция 2:3, предлагаемая древними архитекторами.

Интересно, что эти же пропорции наблюдаются при естественном росте растений между листьями и ветками, а также используются при обрезке деревьев.

Разумеется, нет правил без исключений. Например, посадки вокруг дома, независимо от его высоты, не должны загораживать окна. Против пустых мест стены дома и между окнами целесообразно выращивать растения высотой, равной двум третям высоты дома.

Для маленьких садов зеленая изгородь должна быть невысокой, так как высокие выглядят угнетающе. Если требуется место для уединения, то следует обратить внимание на решетки, шпалеры.

При планировании ландшафта всего сада на план наносят размеры всех элементов в саду, предусматривают привлекательные пропорции и их баланс.

Продолжение следует

Читайте также:  Галлы на листьях: природа возникновения, особенности, вред и методы борьбы. Галловые клещи
Добавить комментарий