Рождественская омела (омела белая) – удивительное растение и рождественские традиции

Рождественская омела

Народные названия: ведьмино гнездо, ведьмина метла, птичья омела, птичий клей (Birdlime, из-за клейковины, содержащейся в ягодах и привлекающей птиц), зимние семечки, козьи орешки, птичьи орешки, дубовые ягоды, крестовая трава (по-французки, Herbe de la Croix, название отражает верования, что крест Иисуса Христа был сделан из древесины омелы), «панацея» (all-heal, английское), jемiоlа (польское), ацыстырва (абхазское), мгамурч (армянское), питри (грузинское).

Ботаническое название: Viscum album L.
Аптечное: трава омелы — Visci heiba (ранее: Herba Visci albi).
Родовое название: от латинского viscum — птичий клей; латинское albus — белый.
В старинных рукописях —
Планета: Земля.
Знак Зодиака: Телец, Весы.
Стихия: Воздух.
Аура: теплая.
Язык цветов: «поцелуй меня», привязанность, преодоление трудностей.
Основные свойства: плодородие, исцеление, удача, защита от зла.

Омела — сакральное растение древних европейцев

Еще одно растение, с которым связаны красивые рождественские поверья и ритуалы — омела. Омела — это сакральное растение и с незапамятных времен она была в Европе объектом суеверного поклонения.

Как следует из известного текста Плиния, ей, в частности, поклонялись друиды. Они считали это растение святым и верили, что оно может исцелять любые болезни и защищать от зла. Особенно сильные качества они приписывали тем редким растениям, которые находили на дубе.

В древнеирландской письменности омела была знаком исцеления и развития духа. Позже растение заняло почетное место в колдовстве и магии: ему приписывали силу оберега, любовного приворота, а также средства для увеличения плодородия и успешной охоты. Женщины, желавшие зачать ребенка, носили веточки омелы на талии или на запястьях.

Среди национальных названий омелы — «дубовые ягоды» в русском языке, трава распятья (Herbe de la Croix, отражающее верования, что крест Иисуса Христа был сделан из древесины омелы) во французском, а также птичий клей (Birdlime, из-за клейковины, содержащейся в ягодах и привлекающей птиц) и панацея (all-heal) в английском языке.
Целебные свойства омелы

Средневековые лекари считали омелу белую панацеей и универсальным противоядием. Долгое время омела применялась как лекарство от эпилепсии.

В современной медицине молодые побеги и листья омелы белой применяются в составе кровеостанавливающих препаратов, средств для понижения артериального давления и снижения активности центральной нервной системы.

Содержание биологически-активных веществ в омеле изменяется в зависимости от того, на каком дереве эта омела росла. При контакте с омелой следует помнить, что сок растения может вызывать раздражения кожи и слизистых, а самолечение с использованием омелы недопустимо.

Омела — рождественское чудо

Особенно популярна омела в качестве рождественского растения в Европе. Каждый год европейцы покупают изящную веточку омелы и, принеся ее в дом, подвешивают где-нибудь повыше. Прекрасная традиция, связанная с этим растением — целоваться каждый раз, проходя под ним.

Люди верят, что на Рождество омела полностью проявляет свои качества, помогая сохранить в домах любовь, здоровье и достаток. Омела (Viscum) — это вечнозеленое растение-полупаразит из подсемейства омеловых (Viscaceae). Естественно произрастает в Европе, Азии, Африке и Австралии.

Самый распространенный вид в западной и южной Европе — омела белая (V. album), растение с тонкими веточками, узкими парными листочками и желтовато-белыми ягодами. На севере и востоке Европы встречается омела окрашенная (V. coloratum Nakai), очень похожая на омелу белую, только с желто-оранжевыми ягодами. Каждая ягода омелы содержит только одно семя.

Омелы укореняются и разрастаются в кустики шарообразной формы высоко в ветках старых деревьев. Влагу и питательные вещества омелы берут из дерева, на котором растут, запуская свои корни глубоко под кору «хозяина».

Омелы предпочитают «поселяться» на яблонях, хотя их можно увидеть и на других деревьях с более мягкой корой: боярышнике, дубе, тополе, липе, рябине, каштане, березе и даже на некоторых хвойных. Зимой, когда листья фактически полностью облетают с лиственных деревьев, кустики омелы особенно хорошо заметны на оголенных ветвях.

Поцелуи под омелой

Популярная и ныне традиция целоваться под ветками омелы на Рождество, по мнению некоторых исследователей, берет начало в древнескандинавской мифологии, где омела была растением богини любви, красоты и плодородия Фрейи.

Встретившись под омелой воины-враги, должны были сложить оружие до конца дня. Другие исследователи считают, что она происходит из свадебных церемоний, которые традиционно отмечались во время сатурнианских зимних празднеств в Древнем Риме — на их месте с приходом Христианства стали отмечать Рождество.

В процессе борьбы за искоренение язычества христианская церковь пыталась запретить использование омелы, однако не достигла в этом успеха.

И в наше время европейские рождественские базары предлагают тонкие веточки с невзрачными желтоватыми ягодами, под которыми на Рождество с удовольствием целуются влюбленные пары (американские влюбленные целуются под форадендроном желтоватым (Phoradendron serotinum), местным родственником омелы, с более широкими листьями и такими же, как и у омелы белой, ягодами).

Рождественская омела (омела белая) – удивительное растение и рождественские традиции

Омела, Рождественский цветок

Омела, Рождественский цветок


Омела – сакральное растение, с которым издавна связаны красивые рождественские поверья и ритуалы. Поэтому во многих странах каждый год в декабре покупают изящную веточку омелы и, принеся ее домой, подвешивают где-нибудь повыше. И каждый раз, проходя под омелой, обязательно целуются, как предписывает старинная традиция. Именно на Рождество омела полностью проявляет свои качества, помогая сохранить в домах любовь, здоровье и достаток.

Загадка и мистика окружали омелу в течение веков, растение было важной частью языческих ритуалов и торжеств многих европейских племен.

Друиды – жрецы древних кельтов, в чьей культуре омела играла наиболее значительную роль, считали растение святым и верили, что оно может исцелять любые болезни и предохранять от зла.

Особенно сильные качества они приписывали тем редким растениям, которые находили на дубе. В древнеирландской письменности омела олицетворяла знак исцеления и развития духа.

Позже растение заняло почетное место в колдовстве и магии: ему приписывали силу оберега, любовного приворота, а также средства для увеличения плодородия и успешной охоты. Женщины, желавшие зачать ребенка, носили веточки омелы на талии или на запястьях.

Среди национальных названий омелы – дубовые ягоды в русском, трава распятья (Herbe de la Croix, отражающее верования, что крест Иисуса Христа был сделан из древесины омелы) во французском, а также птичий клей (Birdlime, из-за клейковины, содержащейся в ягодах и привлекающей птиц) и панацея (all-heal) в английском языке.

В шотландских графствах Элгин и Мори вплоть до XIX в. считалось, что ветки омелы, срезанные в мартовское полнолуние и свитые в кольца, исцеляют горячку и прочие болезни.

Уэльское суеверие гласит, что под орешником или ясенем, на котором растет омела, можно найти клад. Однако до XVI в. о кладе никто и не заикался: в ту пору суеверие гласило, что под корнями такого дерева живет змея с рубином в голове. Очевидно, со временем змея была забыта, а сокровище осталось.

Следует подчеркнуть, что все суеверия утверждали, будто омела лишается своей волшебной силы, если ее срезать железным или стальным орудием. Когда друиды отправлялись собирать свое священное растение (в период, примерно соответствующий христианскому Рождеству), они срезали ее побеги с дубов серебряным ножом. Этой омелой они украшали свои алтари.

Друиды считали омелу священной, потому что не только ее цветы, но и ее листья растут попарно на конце каждого прутика. Однако омела – единственное вечнозеленое растение, которым не разрешалось украшать церковь (очевидно, из-за ее связи с друидами).

Популярная и ныне традиция целоваться под ветками омелы на Рождество, по мнению некоторых исследователей, берет начало от скандинавского мифа о боге Бальдре, сыне Одина и фрейи. Мать любила Бальдра столь сильно, что заставила все растения поклясться защищать его.

К несчастью, она забыла взять клятву с омелы, и Локи убил Бальдра дротиком, сделанным из омелы. Боги воскресили Бальдра, и омела пообещала, что никогда не причинит вреда их любимцу, если они защитят ее от прикосновений земли.

Читайте также:  Ходульные или шагающие деревья – достопримечательность Байкала, бухты Песчаная.

Боги передали омелу под покровительство Фрейи, богини любви – отсюда и обычай целоваться под омелой. А земли омела не касается и по сей день: это растение-паразит, пускающее корни на ветвях других деревьев. Таким образом омела, убившая Бальдра, стала хранительницей его жизни.

Воины-враги, встретившись под омелой, должны были сложить оружие до конца дня.

Другие исследователи считают, что она происходит из свадебных церемоний, которые традиционно отмечались во время сатурнианских зимних празднеств в Древнем Риме – на их месте с приходом Христианства стали отмечать Рождество.

В процессе борьбы за искоренение язычества христианская церковь пыталась запретить использование омелы, однако не достигла в этом успеха.

И в наше время европейские рождественские базары предлагают тонкие веточки с невзрачными желтоватыми ягодами, под которыми на Рождество с удовольствием целуются влюбленные пары.

Однако, если в Двенадцатую Ночь (6 января) не сжечь омелу, все пары, которые поцеловались под ней на Рождество, поссорятся до конца года.

Откуда пошла традиция целоваться под омелой?

Сегодня венки и шары-подвески из омелы являются обязательным рождественским атрибутом в странах Европы и Америки. Их роль не столько декоративная, сколько романтическая: ведь под омелой принято целовать свою вторую половину и любого другого человека, которому мы симпатизируем. В древности это священное растение обладало глубокой символикой и было окружено множеством легенд, которые сегодня призабылись. Но ведь гораздо интереснее следовать традициям, зная, с чего всё начиналось!

Омела с давних времен приковывали внимание людей – особенно с приходом осени, когда с деревьев опадала листва и обнажала вечнозеленые шары кустарника-паразита. Когда природа увядает, омела покрывается жёлтыми цветами, и к заснеженному декабрю на ней поспевают жемчужно-белые ягоды. В кельтской традиции этот месяц связан с возрождением жизни: после праздника Йоль, который отмечался в самую долгую ночь с 21 на 22 декабря, день увеличивается – и начинается подготовка к лету. Так что омела удачно вписалась в кельтский календарь: её считали символом жизни, бессмертия и возрождения, плодородия, богатства, здоровья, а так же оберегом от тёмных сил.

У друидов была необычная традиция сбора омелы, причём особым уважением пользовались растения, выросшие на ветвях дуба – это являлось признаком того, что дерево отмечено богами. На шестой лунный день одетые в белые одежды жрецы карабкались на дерево и срезали растение золотым серпом – поскольку, согласно поверьям, омела не должна соприкасаться с железом. Она так же не должна коснуться земли, иначе потеряет свои магические свойства, так что собранные ветви складывали в белый плащ. Правильно добытая омела считалась хорошим лекарством от эпилепсии и служила как ядом, так и лекарством. Для защиты жилища от злых духов пуски омелы подвешивали к потолку, а мечтающие о детях женщины всегда носили веточку омелы при себе.

В Скандинавии омела служила символом перемирия: даже враждующие викинги, встретившись под ней, складывали оружие и должны были сохранять мир до следующего дня. Корни этого обычая уходят в фольклор. «Новогодняя» скандинавская легенда повествует, что храброму и мудрому богу летнего солнца Бальдру, сыну Одина и богини любви Фреи, однажды приснился сон, говорящий о приближении смерти. Стремясь уберечь любимого сына, Фрея взяла обещание у стихий огня, воды, воздуха и земли, чтобы те не причиняли Бальдру вреда. Она обратилась ко всем животным и растениям с той просьбой, но забыла про омелу, растущую высоко над головой. Тогда злой и коварный бог Локи смазал ядом омелы стрелу, которая убила Бальдра. Но боги сжалились над безутешной матерью и воскресили его (в день зимнего солнцестояния). От радости Фрея стала целовать всех, кого встречала под белыми ягодами омелы, выросшими из её слёз. С тех пор считается, что омела дарит жизнь и исцеляет от болезней, а поцелуй под омелой является залогом всепобеждающей любви.

А ещё под омелой могли примириться поссорившиеся супруги или влюбленные, поскольку у этого растения и жемчужные ягоды, и листья растут попарно – и никогда не расстаются. Пучки этого доброго растения вывешивали над входом в дом – чтобы «всяк сюда входящий» оставил дурные намерения, а путники знали, что найдут здесь приют.

Обычай целоваться на Рождество под веткой омелы, возможно, происходит и от древнеримских Сатурналий в день зимнего солнцестояния: в этот день проводились свадебные церемонии, и присутствующим разрешалось целовать даже совершенно незнакомых людей.

В «Энеиде» Вергилия главный герой по совету Сивиллы добывает «золотую ветвь омелы» и приносит ее в жертву Прозерпине для того, чтобы попасть в подземное царство и увидеть отца. Точно так же растение называли служители культа Дианы: священной роще близ города Ариции существовал «благославлённый» омелой дуб, который охранял «лесной царь», супруг Дианы. Стражем обычно назначался раб, который сохранял этот титул, пока был в состоянии с оружием в руках преградить доступ к дереву другому претенденту на это звание.

Омела в христианстве

Йоль, праздник возрождения Бальдра, Сатурналии – с приходом Христианства на всех этих праздники поставили большой жирный крест, причём в прямом смысле. Чтобы чем-то занять людей, в эти дни решено было отмечать Рождество. Омела, слишком ярко воскрешавшая в умах людей прежние традиции, была названа нечистым растением и стала единственной вечнозелёной ветвью, которую не допускали в церковь.

Но про «дубовые ягоды» люди всё равно не забывали – да и как тут забудешь, когда это практически вся обозримая зелень в течении долгих зимних месяцев! Омела не имеет корней в земле, и люди могли только гадать, откуда она появляется на дереве. В конце концов они решили, что округлые кустики появляются на тех ветвях, в которые ударила молния. Так в Швейцарии, Чехии и Германии омелу стали называть «громовой метлой», и сжигали пучки растения в печи – чтобы уберечь дом от ударов молний и заодно от ведьм и злых духов.

Позже омелу стали называть «птичьим клеем» – и не только потому, что из ягод можно сварить неплохой натуральный клей. Птицы поедают эти дары природы и пачкаются липким соком. Перелетая с дерево на дерево, они чистят клювы об ветки и переносят семена – вот и весь секрет «интимной жизни» омелы.

Интерес к своему прошлому вспыхнул в эпоху Возрождения и больше никогда не покидал людей. Так что в «викторианском» 18 веке омела, наконец, вернулась в Британию, а затем Европу и Америку, – но уже в несколько ином облике. Согласно рождественским обычаям, под ярко украшенными рождественскими венками из ветвей омелы и вечнозеленых растений любые два человека должны поцеловаться и отщипнуть ягодку омелы. Те, кто намеренно поцелуются под таким венком на Рождество, считаются помолвленными – и в наступающем году непременно сыграют свадьбу. Омела так же символизирует удачу и процветание, поэтому во Франции традиционное поздравление звучит как «С омелой в Новом году!»

Рождественская омела

Прежде, чем рождественская ёлка вошла в дома христиан (середина XIX века), Рождество Христово в Англии украшали вечнозелёными ветками омелы, из которых сооружали конструкцию, похожую на сегодняшнюю миниатюрную ёлочку. К проволочному каркасу, обвитому зеленью омелы, подвешивали фрукты ( апельсины, груши, яблоки) и крепили на нём свечи. Нарядную «ёлочку»-омелу подвешивали к потолку.

Друиды и омела

Замкнутая каста друидов у древних кельтских народов являлась «живой книгой». Они бережно хранили в своих головах мифы и героические предания прошлых поколений, передавая их из уст в уста молодым.

Вечнозелёное растение «Омела» наделялось друидами магической силой и считалось священным растением. С помощью омелы предсказывали завтрашний день, решали чью-то участь через вытягивание жребия, лечили болезни.

Читайте также:  Самые страшные растения в мире

Причём, не любая омела годилась в прорицатели. Устраивалась целая церемония по выбору и заготовке требуемого растения. И не любой день подходил для подобной церемонии, а лишь шестой день луны.

Ветка поцелуев

До появления в домах рождественских ёлок у любой девушки был шанс получить поцелуй любимого человека без всякого порицания со стороны общественной морали. Для этого надо было «случайно» оказаться под веткой вечнозелёной омелы, висящей под потолком в праздник Рождества. Такую девушку позволялось поцеловать любому человеку. Оставалось лишь подстроить так, чтобы этим «любым» оказался любимый человек. Благодаря данной традиции, ветку омелы ещё называют «веткой поцелуев».

Комфорт на дереве

Друиды совсем не случайно почитали растение «омела». Будучи народом воинственным и стойким, они и растение выбрали под стать себе. Омела удивляет своей выносливостью и приспособляемостью.

Вечнозелёная омела забирается на деревья и комфортно устраивается на его ветках, разрастаясь густым кустом и питаясь соками дерева. Для её места жительства подходят берёзы и ивы, клёны и тополя, лжеакации и сосны. Не обходит она стороной и плодовые деревья.

Описание

Семя омелы, попав на ветку дерева, «пробуривает» её древесину стержневидным отростком, присасывается к древесине и начинает питаться водой и минеральными веществами дерева. Разрастаясь, омела образует вторичные присоски, прочно прирастая к ветке дерева.

Ветви самой омелы вырастают длиной от 15 до 80 сантиметров, образуя сферический куст, напоминающий гнездо птицы. Мутовчатые или супротивные листья превращают углекислый газ в органические вещества (фотосинтез).

Зеленовато-жёлтые мелкие цветки не сразу и заметишь. Плодом является ложная ягода с клейкой мякотью, в которой располагаются несколько семян (может быть только одно семя). Расцветка ягод поярче, чем у цветков, и может быть жёлтой, белой, красной или оранжевой. Клейкость ягодной мякоти используется для производства из ягод птичьего клея. Также, клейкость способствует распространению растения. Семена приклеиваются к птичьим клювам и переносятся птицами на другие деревья.

Магия омелы

У скандинавских народов она символизировала мир. В доме, на двери которого висел венок из веток омелы, всегда мог найти приют любой странник. Если под деревом, на ветках которого прижилась омела, встречались заклятые враги, их поединок откладывался до других времён.

В то же время, германо-скандинавские мифы приписывают ветке омелы роль орудия убийства Бога весны Бальдра хитрым, изворотливым и коварным богом Локи.

Ветки омелы в жилище защищали его от молнии и грома, от злых духов и всякой нечисти, от чар магии и коварства колдовских сил.

Омела – рождественский подарок

В старинной легенде рассказывается, что под Рождество страдающие от холода деревья стали просить у Бога помощи, и тот, сжалившись над ними, уронил с неба на потрескавшиеся от мороза ветви вечнозеленые кусты Омелы. Само слово «омела» восходит к древнеславянскому «а-мала», что означает «незапятнанный», «чистый», видимо, из-за белоснежных ягод, которые украшают это растение. На фоне голых ветвей и сучьев шарообразные кустики Омелы выглядят очень эффектно, так как образованы плотными кожистыми листьями. Поскольку листочки сидят на конце каждой вильчатой веточки, получается зеленый шар, который иногда достигает крупных размеров. В зелень листьев Омелы вкраплены снежно-белые ягоды, отливающие на солнце жемчужным блеском. Эти ягоды поспевают поздней осенью и остаются на кусте до января, за что их называют «рождественскими ягодами».

Ягоды Омелы съедобны только для пернатых, у людей они вызывают сильное отравление, которое может привести к остановке сердца. Более всего ягоды Омелы любят дрозды и свиристели. Мякоть ягод сладкая, слизистая и клейкая. У птиц, поклевавших этих ягод, весь клюв становится липким, поэтому к нему иногда прилипают и семена, которые находятся внутри ягод. Перелетая с дерева на дерево, птицы очищают клюв о ветки, при этом к веткам прочно приклеиваются семена омелы. В таком виде семена могут спокойно перезимовать до весны. Весной, когда соки дерева побегут по его сосудам, семена омелы начнут врастать в кору ветки. Скоро острые, как иголки, корешки пробуравят кору и постепенно достигнут древесины. В древесину отростки проникнуть не могут, но это им и не нужно, т.к. ежегодно на месте внедрения семечки на коре нарастают новые и новые слои. Эти слои год за годом обволакивают со всех сторон отростки Омелы так, что через несколько лет они уже крепко удерживают росток омелы на ветке. За это время от главных отростков вырастут боковые, и, наконец, вся ветка дерева окажется опутанной сетью отростков растения-паразита, которое теперь днем и ночью выкачивает из растения-хозяина воду, минеральные соли и др. питательные вещества.

Так на дубах, тополях, ивах, кленах, соснах, березах, яблонях и других лиственных и хвойных деревьях Омела образует густые, почти шаровидной формы, до полутора метров в диаметре кусты.

Поздней осенью на кустах омелы созревают ягоды, и процесс повторится уже на новых деревьях. Так размножается Омела.

Целебные свойства омелы

Стебли и листья омелы обладают ценными лечебными свойствами. В древнегерманских мифах омелу называют «ветвь исцеления», а кельты — древнейшие жители Европы — для приготовления из омелы лекарства под названием «волшебный напиток» срезали ее с деревьев только золотым серпом. Высказывания о целебной силе омелы можно встретить у Плиния Старшего, Теофраста (Парацельс) и Гиппократа. Позже секреты омелы забылись, и только в начале ХХ века французский врач Рене Гольтье стал изучать целебные свойства омелы. Он выяснил, что экстракт из ее листьев помогает на ранних стадиях гипертонической болезни.

В 1920 году известный немецкий философ Рудольф Штейнер, основатель антропософии ( антропософия – мистическое учение о самоусовершенствовании и развитии тайных способностей человека и его духовного господства над природой ), предложил лечить экстрактом омелы раковые заболевания. В своих философических рассуждениях о паразитирующем растении Омела он пришел к выводу, что экстракты из Омелы должны подавлять деление раковых клеток.

К сожалению, научная медицина в то время не смогла однозначно подтвердить действие экстракта ни против гипертонии, ни против рака, но, несмотря на это, средство осталось в арсенале «натуропатической медицины». Так, например, в Швейцарии, где находится основанный Штейнером антропософский центр, существует даже клинико-терапевтический институт, использующий это средство для лечения рака. В трудах, издаваемых институтом, можно найти немало примеров удачного исцеления раковых больных.

Скептические приверженцы научной медицины даже не брались исследовать действие экстракта, так как было неясно, какое из доброй сотни веществ, присутствующих в вытяжке из целого растения, должно считаться лекарственным. Исследования затруднялись и тем, что состав экстрактов, сделанных разными методами и из растений, паразитирующих на разных деревьях часто различался по составу. Сейчас положение прояснилось. Сотрудники Института экспериментальной медицины в Геттингене (ФРГ) обнаружили в соке омелы белок-иммуномодулятор, повышающий активность и боеготовность иммунной системы.

Руководитель группы, сделавшей это открытие, доктор Xанс Иохим Габиус заявил, что его внимание привлекли повторяющиеся в литературе данные об усилении иммунитета у человека и животных после инъекций препарата, приготовленного из экстракта омелы. Тогда Габиус и его сотрудники сконцентрировали все свои усилия на особых растительных белках — так называемых, лектинах. Выбор был сделан на том основании, что один из лектинов омелы, названный впоследствии ML-1, избирательно цепляется к поверхности иммунных клеток — моноцитов и лимфоцитов. Моноциты и лимфоциты реагируют на прикрепление лектинов, как на инфекцию, и начинают активно выделять интерферон, интерлейкины, т.е. вещества, вызывающее разрушение опухолей, а также активирующие всю иммунную систему. При этом у человека повышается температура (что указывает на активизацию иммунитета), но главное — растет количество так называемых клеток-убийц (К-кильлеров), которые буквально съедают опухоль.

То, что так действует именно ML-1, доказано следующим образом: когда этот лектин полностью извлекли из дозы экстракта омелы, экстракт перестал оказывать какое-либо действие.

МL-1 действует в крайне малых дозах. Оптимальная доза составляет миллионную долю миллиграмма на килограмм веса тела больного. При превышении дозы, как и при ее недоборе, действие ослабляется. Лектин уже испытан на животных, а вот на людях ML-1 пока еще не апробирован. Сейчас выясняется вопрос о том, подавляет ли лектин образование метастазов. Опыты на животных дают основания для оптимизма.

Читайте также:  Земляничник мелкоплодный. Земляничное дерево красное. Бесстыдница. Фото

Показания к применению

Препараты, полученные из Омелы белой, широко использует как народная, так и официальная медицина многих стран. В народной медицине препараты из омелы белой применяют при гипертонической болезни 1 и 2 стадий, атонии кишечника, неоперабельных формах рака, легочных, носовых, маточных, желудочно-кишечных и геморроидальных кровотечениях, при болях в области живота, при эпилепсии и истерии. В смеси 1:1 настойки омелы белой и софоры японской прекрасно лечат тромбофлебит и снимают отек ног вызванных этим заболеванием. В качестве наружного средства омела используется как мягчительное и обезболивающее средство при абсцессах и других заболеваниях кожи.

Так, например, водный настой из веток с листьями улучшает деятельность кишечника, останавливает кровотечения, успокаивает нервную систему, подавляет судороги и эпилептические припадки, снимает головные боли, способствует увеличению молока у кормящих женщин. Его назначают при повышенной функции щитовидной железы, коклюше, атеросклерозе, эпилептических припадках, маточных кровотечениях, злокачественных образованиях.

Отвары из листьев омелы белой используют также наружно в виде примочек при незаживающих ранах, фурункулезе, язвах, нагноениях и других кожных заболеваниях, ревматизме, подагре, воспалении лимфатических узлов и опухолях.

В прошлом веке из Омелы был созданы препарат «Ревисцен», который применяли для снижения артериального давления, усиления сердечной деятельности, расширения сосудов, уменьшения возбудимости нервной системы, а также в качестве кровоостанавливающего средства при атонии кишечника.

Спиртовая настойка омелы, растущей на шелковице, разведенная в отношении 1:1, обладает противовирусной активностью в отношении вируса полиомиелита, а также в отношении некоторых вирусов, вызывающих менингит небактериального происхождения.

Не наблюдается различий в противовирусной активности препаратов омелы, приготовленных либо с помощью 10-часового настоя на теплой воде, либо 25-30 минутного настаивания на паровой бане. Установлено, что противовирусное действие препаратов омелы достигает максимума через 1 час после приема внутрь.

Практические рецепты
Отвар: 8 г измельченной омелы залить 250 мл кипятка, томить на малом огне 10-15 минут, настаивать 1 час, процедить. Принимать по 1 ст. л. 2-3 раза в день во время еды для усиления потенции у мужчин, а также при гипертонической болезни (курс лечения – 3-4 месяца).
Настой: 1) 6 ч. л. измельченной омелы на 1 л кипятка настаивают 1 час. Принимают по 100-150 мл 3-4 раза в день как тонизирующее средство;
2) 1 ст. л. листьев омелы на 250 мл холодной воды настаивают 10-12 часов, процеживают. Принимают по 50 мл 4-5 раз в день при гипертонической болезни, для улучшения деятельности сердца и расширения кровеносных сосудов и для уменьшения возбудимости центральной нервной системы;
3) 1 ст. л. омелы на 400 мл кипятка настаивают 2 часа, процеживают. Принимают по 100 мл 4 раза в день при гипертонической болезни и в климактерический период, а также при хронических заболеваниях суставов, при парезе, невралгии, атеросклерозе. Наружно настой применяют при подагре, ревматизме, геморрое, язвах, фурункулезе, поражениях кожи; в виде ванн – при истерии.

ЗАПОМНИТЕ! Омела белая относится к ядовитым растениям, поэтому строго соблюдайте дозировки и принимайте отвары и настойки на ее основе только под контролем врача-фитотерапевта.

Рождественская омела

Рождественская омела – вечнозелёное растение, предшественник рождественской ёлки. Великий праздник в честь рождения божьего сына христиане Европы на протяжении восемнадцати веков отмечали не рождественской ёлкой, а вечнозелёными ветками растения с названием «Омела». Они делали из веток рождественские

венки, которые вывешивали на входной двери дома. Для внутреннего убранства жилища они мастерили из проволоки и веток конусообразное украшение, напоминающее наши сегодняшние новогодние ёлки, только размерами поменьше. «Ёлочки» подвешивали к потолку за верхушку конуса. Зелень омелы дополнительно наряжалась свечами и свисающими, словно с дерева изобилия, грушами, красными яблоками и апельсинами.

Содержание

Хранители кельтских традиций

В легендарные времена, когда ещё ничего не знали о пришествии Христа на Землю, люди поклонялись другим богам и сохраняли традиции предков. У древнего кельтского народа, населявшего европейские территории, хранителем традиций, преданий и мифов являлась замкнутая группа людей, так называемая, каста друидов. Их устное творчество передавалось из поколения в поколение посвящённым людям.

Друиды почитали вечнозелёную омелу священным растением, наделённым природой магическими силами. Его использовали в священных ритуалах. С помощью омелы предсказывали будущее, решали судьбу людей с использованием вытягивания жребия из нескольких веток, применяли листья в качестве лекарственного средства.

Заготовка веток омелы представляла собой строгий ритуал. Это делалось на шестой день луны, выбиралось определённое дерево и специальные приёмы сбора растения.

Ветка омелы – ветка поцелуев

Древние кельты старались жить в согласии с природой, отмечая изменения в ней особыми праздниками. В день зимнего солнцестояния проводились церемонии, в которых непременным атрибутом были ветки вечнозелёной омелы.

Поскольку Иисус Христос умудрился родиться именно в такой день, атрибут жизни и вечности, зелёная ветка омелы, плавно и гармонично вписалась в празднование Рождества Христова. Из неё плели рождественские венки, ветками украшали жилища.

Для молодых девушек появился лишний шанс в получении поцелуя. По сложившейся традиции девушку, оказавшуюся случайно под веткой омелы, мог поцеловать любой человек. И это происходило в обычно чопорной Англии, где просто коснуться кончиками пальцев до человека считалось верхом неприличия. Изобретательные девушки явно воспользовались такой традицией на полную катушку, чтобы нацеловаться с любимыми, не получая за это общественного порицания. С тех радужных дней у омелы появилось ещё одно название – «Ветка поцелуев».

Выносливое и хищное

Растение омела поражает своей способностью приспосабливаться к условиям, которые не подошли бы огромному количеству других представителей флоры. Не зря друиды остановили свой выбор на омеле. Они явно нашли сходство между выносливостью растения и стойкостью воинственных кельтов.

Вечнозелёная омела ловко устраивается на ветках сосны и лжеакации, тополя и клёна, ивы и берёзы, всевозможных плодовых деревьях. Уютно расположившись на их ветках, она пронзает своими присосками дерево и питается его соками, превращаясь в густой шаровидный вечнозелёный куст.

Описание растения

Растение омела ведёт полупаразитический образ жизни. Свой рост она частично обеспечивает своими супротивными или мутовчатыми листьями, способными на фотосинтез, то есть, превращающими углекислый газ из воздушного пространства в органические вещества. А воду и минеральные вещества омела высасывает из дерева, в древесину которого она внедряет стержневидный отросток. Со временем количество присосок увеличивается, и омела крепко срастается с деревом.

Шаровидный куст омелы формируется из веток, длина которых 15-80 сантиметров. Глядя на дерево, облепленное кустами омелы, вспоминается картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели».

Её невзрачные мелкие зеленовато-жёлтые цветки превращаются в ложные ягоды. Они внешне намного живописнее цветков и окрашены в белый, оранжевый, жёлтый, красный цвета. Мякоть ягод очень клейкая и вмещает одно или несколько семян.

Из мякоти ягод омелы производят птичий клей, которым пользуются при ловле маленьких птичек. Клейкие свойства мякоти ягод помогают растению завоёвывать территорию: птицы, поедая ягоды, переносят на своих клювах приклеившиеся семена.

Магические силы омелы

С древних времён омелу сопровождают самые разные суеверия и приметы.

В Скандинавии омела была символом мира и гостеприимства. Дом, украшенный снаружи ветками омелы, говорил о гостеприимности его хозяев. Путники находили в нём приют и отдых от дальней дороги.

Если под деревом, приютившем на себе омелу, встречались кровные враги, им приходилось забыть о своей вражде и мирно общаться друг с другом, отложив на время свою неприязнь.

Но вот германо-скандинавские боги по другому относились к растению. Коварный и хитрый бог Локки убил веткой омелы бога весны и возрождения по имени Бальдра.

Простолюдины защищали ветками вечнозелёной омелы свои дома от грома и молнии, колдунов и злых духов, чёрной магии.

Добавить комментарий